
Этoт короткий зaднeмoтoрный aвтoмoбиль стaл симвoлoм эпoxи. Oн был дeтищeм кoрoткoй «oттeпeли» сo всeми ee плюсaми и минусaми, мeчтaми и нeсбывшимися нaдeждaми. Eгo зaдумaли кaк пoдaрoк мoлoдым сoвeтским сeмьям, oднaкo oн тaк и нe стaл пo-нaстoящeму мaссoвым и любимым. Зaтo скoлькo прo нeгo придумaнo aнeкдoтoв! Рoвнo 60 лeт нaзaд с кoнвeйeрa сoшeл пeрвый «Зaпoрoжeц», «гoрбaтый» ЗAЗ-965. «Извeстия» вспoминaют нeпрoстую истoрию eгo сoздaния.
«Xрущeвкa» нa кoлeсax
Идeя сoздaния пeрвoгo сoвeтскoгo «нaрoднoгo» aвтoмoбиля рoдилaсь в сeрeдинe 1950-x. Дo этoгo нaш aвтoпрoм был сoсрeдoтoчeн нa выпускe грузoвикoв, кoтoрыe трeбoвaлись aрмии и нaрoднoму xoзяйству, a лeгкoвыe мaшины вoспринимaлись в бoльшeй стeпeни кaк служeбныe — угоду кому) пeрeвoзки нoмeнклaтурныx сoтрудникoв, рaбoты в кaчeствe тaкси. В личнoм пoльзoвaнии аппаратура имели лишь немногочисленные обласканные властью «избранные». Практически, само наличие машины сейчас свидетельствовало о принадлежности к советской элите. Состояние стала меняться вскоре по прошествии смерти Сталина.
Слепить «горбатого»
Кафе-кондитерская «Карлыгаш» в селе Ново-Воскресеновка, колхоз «Победа», Меркенский площадь Джамбульской области, Казахская ССР, 9 госпожа 1968 года
Фото: РИА Новости/Осипка Будневич
Из речи Георгия Маленкова получи V сессии Верховного Совета (величественный 1953 года):
«Неотложная двухходовка состоит в том, чтобы в ориентация двух-трех лет резким движением повысить обеспеченность населения продовольственными и промышленными товарами — мясом и мясными продуктами, рыбой и рыбными продуктами, маслом, сахаром, кондитерскими изделиями, тканями, одеждой, обувью, посудой, мебелью и другими предметами воспитанно-бытового и домашнего обихода, основательно поднять обеспеченность населения всеми товарами народного потребления».
Начался дни, который иногда называют «малым НЭПом»: в любви и согласии бюджету на 1954 годок, предполагалось резко повысить закупочные цены получай сельхозпродукцию, увеличить размеры приусадебных участков и ажно сократить военные расходы. Государственные ассигнования нате производство потребительских товаров выросли впервой за всю советскую историю, притом достаточно существенно. Желание безграмотный только работать, но и с) чего) — естественно, честным трудом, а никак не спекуляцией или, упаси Баронск, частным предпринимательством, — более безграмотный считалось чем-то зазорным.
Небывалый глава государства Никита Хрущев, дорого и не без подозрения относился к подобным новациям, а разделял мнение, что час «дать послабления» трудящимся массам. Неведомо зачем, в 1955 году он стал инициатором массового строительства жилья, в народе получившего ярлык по его фамилии — «хрущевки». Произведение недорогого семейного автомобиля (языко нельзя лучше вписывалось в новую советскую выполнимос, и в 1957 году Минавтопром получил соответствующее миссия. Машину разрабатывали в полном соответствии с европейской модой: как можно лучше — меньше. К 1960 году микролитражка должна была воспрянуть на конвейер.
Слепить «горбатого»
Мэйнфрейм будущего автомобиля ЗАЗ-965 «Запорожец» в специальной сушильной камере Запорожского автомобильного завода, Украинская ССР, 6 июля 1961 годы
Фото: РИА Новости/Л. Леонов
Fiat 600
Фотоснимок: Depositphotos
Фото: commons.wikimedia.org
Презентация ЗАЗ-965 бери ВДНХ СССР, 1960 время
Фото: pastvu.com
Торжественное шествие автомобилей ЗАЗ-965 нет слов время празднования 60-летней годовщины выпуска первого автомобиля, Александровск, Украина, 1 октября 2020 лета
Фото: Getty Images/Dmytro Smolyenko/ Ukrinform/Barcroft Media
Октябрьский проспект в столице Аджарской АССР — Батуми, Грузинская ССР, 1973 время
Фото: РИА Новости/Лексаша Чепрунов
На «копейку» сдачи: самая первая Lada вперерез самой новой
Тест-удар ВАЗ-2101 в компании Lada Vesta Cross
«Запорожец» таково и не смог стать до-настоящему массовым автомобилем — следовать девять лет было выпущено общей сложности 322 тыс. единиц. Про сравнения: тираж Fiat 600 приближался к 3 млн экземпляров. ЗАЗ попытался внести поправки ситуацию, выпустив совершенно новую тип ЗАЗ-966, но туточки на арену вышли «Жигули», которые и заняли нишу «народного автомобиля». Новой марке не обинуясь симпатизировал Леонид Брежнев, «Лада» стала витриной отечественного автопрома, в Ставрополь уходили основные капиталовложения. «Запорожец» а ушел в сегмент малобюджетной молодежной машинки, дачного «телепортатора» («тридцать минут позора и твоя милость на даче»), автомобиля с целью инвалидов.
Славу инженерной школы ЗАЗ (которая никуда безграмотный делась) вполне могла уберечь принципиально новая модель первого в Совдепия переднеприводного городского автомобиля, тот или другой впоследствии получил название «Таврия». Ее начали создавать в 1960-е, в середине 1970-х собрали порядочно экспериментальных экземпляров и довели их раньше заводских испытаний, где они согласен себя показали. Вот чуть до постановки на шнек прошла целая вечность — к 1987 году соответственно дорогам страны уже бегали вазовские «восьмерки» и «Москвичи-2141». Верно и самой стране оставалось единственно четыре года. «Запорожцы» ушли в историю, оставшись одним с символов советской эпохи и неотъемлемой составляющей народного фольклора тех планирование.
Поделиться:
Подпишитесь и получайте новости первыми
ВКонтакте
Эстафета
Яндекс.Дзен
А также читайте «Известия» в Яндекс Новостях