Названы главные события уходящего года на автомобильном рынке Украины

Кaк aвтoрынoк пeрeжил 2018 гoд.

Тoп-5 сoбытий уxoдящeгo гoдa нa aвтoмoбильнoм рынкe Укрaины, пeрeдaeт Xрoникa.инфo сo ссылкoй нa Лигу.

Eврoбляxи: пирoвa пoбeдa

В 2018 гoду прoтивoстoяниe вoдитeлeй aвтoмoбилeй нa инoстрaнныx нoмeрax с влaстью дoстиглo кульминaции.

Тeрмин «eврoбляxи» стaл oбщeизвeстным в нaчaлe 2017 гoдa, кoгдa aвтoмoбили нa инoстрaннoй рeгистрaции нaчaли мaссoвo зaвoзить в Укрaину. Пo дaнным ГФС, тoлькo в 2017 гoду в Укрaину ввeзли пoчти 960 000 тaкиx трaнспoртныx срeдств, eщe 200 000 — в 2018 гoду. Мнoгиe из ниx — с нaрушeниями.

Срeди глaвныx прeимущeств «eврoбляx»: дeшeвeзнa и лaзeйки в зaкoнoдaтeльствe, пoзвoляющиe ввoз бeз пoслeдствий для влaдeльцa. Дo недавних пор украинское законодательство прямо не запрещало использование автомобилей с иностранной регистрацией, но практически все способы ввоза таких машин — серые. Наиболее популярны среди украинцев две схемы — в народе их называют «вечный транзит» и «временный ввоз» («на иностранца»).

В первом случае автомобиль может без нарушений пробыть в Украине от 5 до 10 дней, затем его надо снова перевезти через пункт пропуска. Таким образом завезти в Украину машину может как иностранец, так и украинец. В режиме временного ввоза авто с иностранной регистрацией может находиться в Украине до одного года. Но этот автомобиль могут использовать только те граждане, которые его завезли.

Практика показала, что ввозя машину на еврономерах в страну, украинцы нередко обходят установленные правила. Например, заезжают в режиме транзита на срок больее 10 дней. За это предусмотрен штраф 8500 грн. Уплатив его единоразово, как правило, владелец авто уже никогда не выезжает из Украины. Закон не предусматрвиает наложения повторного штрафа. Непонятно, кого штрафовать: иностранца который незаконно передал авто или украинца, который сел за руль.

К концу 2017 года вопрос евробляхеров стал политическим. Более 1 млн таких машин на дорогах Украины — фактор с которым нельзя не считаться. С одной стороны евробялхеры, тербующие доступных тарифов на растаможку, с другой — автомобилисты, купившие автомобили легально по полной стоимости со всеми налогами.

Еще в 2017 году власти попытали взять нарастающую проблему под контроль — водителей авто с иностранными номерами начали штрафовать. Но это были скорее единичные случаи, а не системное решение проблемы.

В течение 2018 года евробляхеры провели несоклько масштабных протестных акций с перекрытием улиц и первфомансами. В конце года казалось, что компромис достигнут. Президент Петр Порошенко подписал законы, легализующие ввезенные автомобили-нарушители с европейскими номерами. Одновременно, евробляхерам снизили стоимость растаможки и предоставили льготный период для легализации, предусматривающий 50%-ая скидка на растаможку.

Законы стали поводом для новой конфронтации. Евробляхеры посчитали новые акцизы завышенными. Но основная причина недовольства кроется в другом. Многие просто не могут легализвать собственные автомобили. Это связано с тем, что большое количество автовладельцев эксплуатируют машину по доверенности, без правоустанавливающих документов (договора купли–продажи, к примеру). А без этого документов растаможить автомобиль не получается.

Остались недовольными и владельцы же зарегистрированных в Украине автомобилей, поскольку при снижении акциза последние значительно потеряют на продаже личных автомобилей.

Вопрос евроблях останется актуальным и в 2019 году, поскольку украинцы не спешат легализовать свои авто. По данным ГФС, на 14 декабря было оформлено только 2800 автомобилей с иностранной регистрацией. Глава налогового комитета парламента Нина Южанина уже обвинила ведомство в саботировании растаможки евроблях «по вымышленным причинам». В то же время, некоторые владельцы автомобилей на европейской регистрации вывозят свои автомобили за пределы Украины и оставляют их там, поскольку не имеют денег на растаможку или залог.

Льготы электромобилям

В начале декабря президент Петр Порошенко подписал закон об изменениях в Налоговый кодекс, который продлевает на четыре года льготный период ввоза «зеленых» автомобилей.

Льготы на импорт электромобилей в Украине уже действовали с 1 января 2018 года. Если бы депутаты их не продлили, после 31 декабря 2018 импортные электромобили снова начали бы облагаться акцизом и НДС.

Теперь импорт автомобилей с электродвигателями освобождается от уплаты НДС и акциза до конца 2022 года. Законы распространяется только на электрокары, «гибриды» по нему ввезти не получится.

По разным оценкам, стоимость электромобилей в Украине благодаря этим льготам снижается примерно на 15-20%. К примеру, если от рыночной стоимости наиболее популярного у нас б/у Nissan Leaf в 14 000 евро отнять отмененный НДС, получится 11 666 евро. Если от этой суммы вычесть еще 109 евро акциза, то выйдет 11 557 евро. Таким образом, скидка на б/у Nissan Leaf достигнет почти 2500 евро (около 17%).

Либерализация налогов должна продлить тренд роста регистрации электрокаров. За январь-ноябрь, в Украине первую регистрацию прошли 4812 электромобилей — почти в два раза больше, чем за аналогичный период 2017 года.

В ноябре первичную регистрацию прошли 598 легковых автомобилей, работающих исключительно на электротяге, что в 2,4 раза больше чем в ноябре 2017-го. Всего, по данным Федерации работодателей автомобильной отрасли, в Украине уже зарегистрировано 9525 электромобилей и 8285 гибридов.

По данным Аutoconsulting, лидерами продаж новых электрокаров в 2018 году стали BMW i3, Tesla Model S, Renault ZOE, Hyundai Ioniq. На первом месте по продажам среди б/у электрокаров — Nissan Leaf, который возят из США. Доля этой модели в общем объеме б/у электрокаров – 67%. На втором месте, с большим отрывом Tesla Model S и X – 5,6%. На третьем, BMW i3 – 5%.

«Украинцы рады приветствовать Tesla!»

В марте в Украине состоялась первая презентация Tesla Model 3. Премьера вызвала ажиотаж — это первая разработка компании Илона Маска, ориентированная на массовый рынок. И самый доступный электрокар в линейке автопроизводителя.

Интерес к новинке слабо конвертировался в продажи. До недавнего времени самостоятельно купить официальную Tesla напрямую у производители было невозможно. У компании нет представительства в Украине, электромобили завозились в основном через посредника, что прибавляло к ценнику от $5000. Теперь этой проблемы нет.

С конца 2018 года Украина присутствует в меню на официальном сайте компании при выборе страны-доставки электромобиля.

По словам руководителя Tesla Club Ukraine Назара Шимони-Давида, переговоры о включении Укаины в список велись два года. «Теперь не надо выбирать Польшу, как наиболее соседнюю страну! Не используйте посредников, резервируйте на сайте», — написал у себя в Фейсбук Назар. По его словам, украинцы могут сэкономить на покупке Tesla Model 3 более €10 000.

Чуть позже Илон Маск анонсировал у себя в Twitter появление в 2019 году в Украине станций зарядки электрокаров — Supercharger. «В следующем году покрытие Supercharger распртстранится на 100% территории Европы. От Ирландии до Киева, от Норвегии до Турции», — написал основатель Tesla. Министр инфраструктуры Владимир Омелянответил на пост: «Украинцы рады приветствовать Tesla!».

ЗАЗ на грани банкротства

В конце 2017 года крупнейший украинский производитель легковых автомобилей Запорожский автозавод (ЗАЗ) объявил о прекращении производства Lanos.

Завод, входящий в автомобильную имерию Тариэла Васадзе объяснил такое решение экономической ситуацией в стране и снижением спроса. Более современную замену Lanos ЗАЗ так и не представил, сконцентрировавшись на выпуске коммерческой техники.

В интервью LIGA.net владелец корпорации УкрАвто Тариэл Васадзе заявил, что в нынешних условиях ни один автомобильный завод в Украине работать не сможет. Причины — это отсутствие равных условий для украинских заводов и зарубежных производителей, а также бесконтрольный ввоз нерастаможенных автомобилей.

4 декабря Хозяйственный суд Запорожской области возбудил производство о восстановлении платежеспособности (банкротвте) ЗАЗа.

«Проблемы ЗАЗа лежат именно в финансовой плоскости — завод нуждается в санации. Мы очень надеемся, что в ходе судебной процедуры кредиторами будут приняты конструктивные решения, и после восстановления платежеспособности ЗАЗ сможет продолжить свою производственную деятельность», — отметил заместитель главы правления корпорации УкрАВТО по производству Олег Папашев.

Несмотря на тяжелое финансовое положение, завод продолжал работать: производственные линии поддерживаются в рабочем состоянии, инжиниринговые работы идут согласно регламенту, с соблюдением технических процедур.

Читайте также: Васадзе: Давайте пригласим на ЗАЗ Илона Маска. Он с ужасом уедет

В УкрАвто отмечают, что ЗАЗ оказался неплатежеспособным в результате кризиса 2014-2015 гг. В ходе начатых в 2015 году переговоров с кредиторами удалось достигнуть договоренности о реструктуризации задолженности и отсрочке выплат. Эти меры оказались недостаточными, с начала года ЗАЗ выпустил только один легковой автомобиль.

Б/у машины давят рынок

В 2018 году подержанный автоимпорт и авто на европейской регистрации ударили по рынку новых автомобилей. Так, за 11 месяцев в Украине реализовано 74800 новых легковых автомобилей — всего на 2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рынок б/у вырос практически вдвое — до 94500 зарегестрированных атомобилей.

В информационно-консалтинговой группе Аutoconsulting отмечают, что с начала года трейдеры б/у автомобилей ежемесячно отвоевывали у официальных автосалонов до 1000 клиентов. Это не позволило рынку новых автомобилей в 2018 году выйти на запланированные темпы роста, а с середины года начались тенденции спада.

Отмечается, что снижение акцизов на импорт автомобилей, прринятое Верховной Радой в ноябре, будет в дальнейшем влиять на перераспределение долей продаж в разных сегментах украинского авторынка.

Читайте также: Названы лучшие сериалы уходящего года

Также в 2018 году просело автопроизводство. С начала года в Украине изготовлено 6350 ед. автотранспортных средств или на 17% меньше чем за аналогичный период прошлого года. Из них легковых автомобилей – 5463 шт. (-17%); коммерческих – 132 шт. (-69%); автобусов – 755 шт. (+10%).

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.